Вторник, 5 ноября, 2024
ДомойМировые новостиПочему автогиганты сворачивают производство в Старой Европе

Почему автогиганты сворачивают производство в Старой Европе

Немецкий концерн Volkswagen рассматривает возможность сделать беспрецедентный шаг — закрытие ряда заводов в Германии для того, чтобы сократить производственные издержки. А также отзыва обязательств по несокращению рабочей силы до 2029 года.

Короче, это обернется Германии тем, что тысячи сотрудников автоконцерна окажутся на улице. Возможно с большой компенсацией. Но экономика государства пострадает. Ведь свое производство автогигант переведет в другие страны. И с таким исходом производств Европа сталкивается уже не раз.

Как рассказал «РГ» автообозреватель Игорь Моржаретто, Европа реально отстала от Китая в сфере электромобилизации и гибридизации машин. Китай оказался номер один в мире. В этом смысле европейские марки остались позади.

Почему умер город моторов Детройт? Профсоюзы стали его душителями. Они затребовали таких компенсаций, что производители автотранспорта ушли

— Это «Проклятие 10 миллионов», — говорит Игорь Моржаретто. — Есть такой ненаучный термин. Как только компания достигает планки продажи в 10 миллионов товаров — сразу начинаются проблемы. То же самое случилось с GM в США и Nissan.

Кроме того, сыграли здесь свою роль европейские чиновники, которые увлеклись «зеленой темой» — внедрением электротранспорта, дешевой энергетики и прочего. С дешевой энергетикой не получилось. Стоимость электроэнергии в этих странах растет. Добывать электроэнергию после сокращения поставок газа и нефти из России — неоткуда.

Но политика уже ориентирована на запрещение двигателей внутреннего сгорания и производство электромобилей при отсутствии ресурсов. Вот тут и получается интересная коллизия.

С одной стороны, Европа развивала отношения с Китаем, передавала им технологии производства автомобилей. С другой стороны, Китай развивал производство электромобилей на базе поставляемых Европой проектов. В итоге проект Китая оказался более успешным. И тому тоже есть объяснения. Редкоземельные металлы, которые необходимы для производства батарей, более распространены и успешно добываются в Поднебесной. У всех остальных стран остается зависимость от их поставки. Электромобиль без батареи не построишь.

В итоге, как пояснил Игорь Моржаретто, погнавшись за Китаем, европейские автоконцерны потратили большие деньги. И там не догнали, и производство машин с двигателем внутреннего сгорания уменьшили. Даже тот же «Фольксваген» обратился к китайским фирмам за предоставлением платформы для электромобиля.

Кроме того, масла в огонь подлили европейские чиновники, которые потребовали массовую электрифизацию транспорта. А это очень накладно. Еще десять лет назад европейские производители начали переводить свой бизнес в страны Восточной Европы.

Читать также:
Почему Зеленский заговорил о ядерном оружии? "РГ" изучила четыре разных сценария

Дешевле рабочая сила, меньше социальных гарантий, которые производство должно обеспечивать. Тут, кстати, уместно напомнить, почему умер город моторов Детройт. Профсоюзы стали его душителями. Они затребовали таких денег и компенсаций, что производители автотранспорта не выдержали — и ушли.

Комментарий

Егор Васильев, автоэксперт:

— Немецкий автопром слишком долго существовал в комфортных условиях тотального лидерства на мировом рынке. И, похоже, что расслабился, считая себя неуязвимым от любых попыток пошатнуть его доминирование. Первым тревожным звонком был дизельгейт, в результате которого на Volkswagen были наложены суровые санкции и он оказался в роли глобального разрушителя природы с очень неприятными финансовыми и репутационными потерями.

Видимо, оказавшись под прессом зеленой повестки, был активирован переход на электрическую мобильность. Однако сама концепция электрокаров от Volkswagen оказалась неудачной. Во-первых, переход на выпуск «зеленых» авто потребовал серьезных инвестиций, которые оказались тяжелым грузом для компании, даже несмотря на помощь государства. Во-вторых, предложенная модель электрической мобильности не учитывала изменений в общественном сознании и в экономической ситуации в Европе. Новые электрокары по сути создавались по принципу суперкаров с ДВС. Много мощности и динамики и никакой экономии.

Машины получались и дорогими, и неудобными в эксплуатации. Даже несмотря на развитую сеть зарядных станций. Все это совпало с неудачным переходом Европы на возобновляемые источники энергии. Электричество стало дорожать. Кроме того, в Европу прекратились поставки российского трубопроводного природного газа.

В Европу стали массово завозиться электрокары из Китая, цена которых в среднем была на 30 процентов ниже европейцев. Причем их качество как минимум не хуже. А по факту в области электрических технологий мобильности Китай обошел Европу и продолжает ускорять исследования в области альтернативных источников энергии. Да и по целому ряду компонентов именно Китай является поставщиком комплектующих для немецкого автопрома. Что ставит последний в зависимое положение от прихотей восточного соседа.

В результате тот же Volkswagen оказался в ситуации, при которой единственным способом сохранить свою жизнь оказалось сокращение производства и закрытие заводов. Правда, это приведет не только к уменьшению издержек, но и к снижению потенциальной прибыли, если ситуация изменится в лучшую сторону. Так что скорее всего на примере Volkswagen мы наблюдаем начало упадка европейского автопрома.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

НОВОЕ НА САЙТЕ