Содержание
Полтора часа разглядывать голую стену и то приятнее.
12 сентября в российский прокат вышла очередная комедия от продюсерской компании братьев Андреасян. В камерном фильме «Любовь зла» снялся Никита Кологривый — один из самых популярных или, по крайней мере, нашумевших актёров последнего времени.
Уже по трейлерам задумка картины казалась глуповатой и не слишком забавной. Результат оказался ещё хуже. «Любовь зла» — неприятный фильм, в котором все персонажи только раздражают и нет ни одной действительно смешной шутки. В итоге просмотр вместо удовольствия и веселья доставляет лишь дискомфорт.
О чём фильм
Максим (Никита Кологривый) — вор-домушник. Пока приятель Лёха сидит в машине, герой забирается в очередную квартиру и находит там крупную сумму денег. В этот момент домой возвращается хозяйка Ева (Катерина Ковальчук).
Преступник прячется под кровать, но вскоре понимает, что девушка в истерике после расставания с женихом и собирается сжечь квартиру и себя. Максим тушит огонь, после чего Ева пристёгивает его наручниками в ванной.
Девушка хочет сдать вора в полицию, но тут к ней в квартиру один за другим начинают ломиться непрошеные гости: подруги, бывший парень, родители. Ева и Максим общаются с посетителями и постепенно сближаются.
В фильме «Любовь зла» нет ни одного приятного персонажа
«Любовь зла» далеко не первый фильм и даже не первая комедия, в которой главным положительным героем делают преступника. Поэтому к персонажу Никиты Кологривого вопросов меньше всего. Тем более что в процессе пытаются объяснить, что он так поступает не от хорошей жизни, да и вообще очень добрый и отзывчивый человек.
Конечно, другой вопрос, что герой на протяжении всего действия так и остаётся манипулятором. Постоянно кажется, что Максим во всех ситуациях ведёт себя неискренне, просто чтобы избежать проблем и наказания.
Это ощущение усиливает ещё и забавный киноляп, который очень хочется считать «пасхалкой». Герой трагично рассказывает Еве, что срочно должен вернуть деньги бандитам, и её квартира — последняя, чтобы рассчитаться с долгом. Вот только он пытался утащить полтора миллиона рублей (а потом оказалось, что вообще два с половиной), а долг был намного меньше.
Но даже такой антигерой мог бы быть интересным. Проблема в других персонажах. Кажется, что Ева — равноправная главная героиня этой истории. Вот только авторы не дают ей вообще никакой индивидуальности. За 80 минут хронометража мы узнаём, что девушке изменил жених и что её отец — бывший боксёр и охотник.
Но кто она сама? Чем занимается? Чего хочет? Кажется, что Еву больше огорчает не сама измена, а сорвавшаяся свадьба — ведь она уже выбрала для неё меню и купила платье, в котором (цитата) «грудь выше и зад больше». И даже от суицида девушку отговаривают только потому, что бывший парень увидит её некрасивый труп — других поводов жить у Евы явно нет.
Такая проблема со всеми женскими персонажами. К Еве врываются подруги — типичная комедийная пара. Одна строгая и умная — работает, конечно, в полиции, но в отделе кадров. Другая — вечно озабоченная и говорит только о мужчинах и сексе. Даже мама Евы абсолютно безликая и неинтересная женщина.
То есть всех героинь представляют какими-то функциями, которым забыли прописать характеры: вся их жизнь вертится только вокруг мужчин. Нотки рациональности проявляет лишь та самая полицейская, но бесполезно: её никто не слушает.
Однако когда появляются мужские персонажи, становится ясно, что непродуманные образы девушек — наименьшая проблема. Наверное, мерзкий изменивший жених и должен сразу раздражать. Он хамит окружающим, тут же лезет в драку, а потом начинает звонить друзьям, чтобы те подъехали и разобрались — видимо, и с бывшей тоже. Конечно, есть вопросы, почему Ева планировала выйти замуж за такого человека, но будем честны: в жизни такое бывает.
Но главный ужас наступает, когда появляется отец. Родители вламываются в квартиру дочери ночью, открыв дверь своим ключом. И тут же начинают ей грубить и обвинять её, что она скрывает от них свою жизнь. Потом отец угрожает бывшему парню, после — Максиму, изображающему нового возлюбленного Евы. С женой он, конечно, только переругивается вместо нормальных разговоров.
На фоне всех этих персонажей даже появившиеся бандиты кажутся нормальными. Они хотя бы ведут себя честно: пришли, потребовали денег, ушли.
В итоге за весь фильм нет ни одного действительно интересного и положительного персонажа. Совершенно никакая Ева окружена людьми, которые игнорируют её просьбы (подругам она прямо говорила уйти, но те не слушали) и постоянно хамят. Это, кажется, самый неприятный набор героев, какой только можно представить.
В 2024 году у тех же продюсеров Андреасянов и того же сценариста Гайка Асатряна уже выходила камерная комедия «Неприличные гости» с тем же Владимиром Сычёвым в одной из второстепенных ролей, где он тоже лез драться — хорошо хоть сняли не в той же квартире.
Но даже от фильма, в котором Павел Прилучный беспрерывно шутил про групповой секс, были не такие неприятные ощущения: там хотя бы оставались интересные персонажи. Здесь же просто набор мерзавцев, которых очень не хотелось бы встретить в жизни.
Съёмки слишком скучные, а актёры играют посредственно
Казалось бы, к камерному кино минимальные запросы в плане постановки. Конечно, Даррен Аронофски в «Ките» или Тарантино в своей части «Четырёх комнат» могут показать интересные съёмки и в рамках одного помещения. Но мало кто из режиссёров так же старательно прорабатывает картинку.
«Любовь зла» проваливается и здесь. Диалоги снимают максимально скучно: просто поочерёдно показывают лица — особенно во вступительной сцене. Из-за этого не чувствуется никакого контакта между персонажами — они просто говорят в пустоту. Хотя когда героев становится больше, всё портится окончательно. Камера переключается хаотично, а иногда слишком сильно меняет угол, из-за чего кажется, что актёры поменялись местами.
Всё это пытаются разнообразить странными и пошловатыми приёмами: плюшевого медведя зачем-то поджигают в слоу-мо. А когда камера следует за героями, проходя через стену, это подают под какой-то пафосный звук, что совершенно не идёт комедии положений.
Но всё-таки «Любовь зла» — разговорное кино. Простоту и даже нелепость съёмок можно было бы простить, если бы актёры хотя бы хорошо отрабатывали роли. Но Никита Кологривый, как обычно, играет себя. Для него это уже четвёртая роль за год, а впереди ещё минимум два релиза. Кажется, актёр уже не пытается как-то подстроиться под образ: его Максим ведёт себя точно так же, как его Шишинин в «Комбинации» или даже Емеля в «По щучьему велению».
Но Кологривый хотя бы умудряется выглядеть живым. А вот Катерине Ковальчук это вообще не удаётся. Хотя вину больше хочется возложить на сценаристов и режиссёров: Еве прописали максимально неестественные реплики.
Поймав вора, заплаканная девушка с ружьём в руках выдаёт длинные тирады, которые создатели подсмотрели в плохих переводах американских боевиков: «Профессионал в чём, в замках? Тогда ты скоро под ними будешь сидеть, я вызываю полицию». Такую фразу и опытный актёр не заставит звучать естественно. А с учётом постоянных крупных планов лица, которые отделяют героиню от обстановки, её речь превращается просто в зачитывание странных предложений.
Второстепенным же актёрам попросту нечего играть. Их роли прописаны одной строчкой, поэтому одна подруга Евы спешно пьёт шампанское и пучит глаза, другая всегда слишком серьёзна. Жених постоянно кричит, отец — рычит и грубит.
В процессе действия некоторые герои узнают какие-то новости. Например, одна из подруг понимает, что Ева хотела убить себя. Как это показывают зрителю? Да просто: девушка начинает вслух разговаривать сама с собой. Очень правдоподобно, так ведь все делают в гостях?
А потом наступает финал. Совершенно неожиданно: как будто в какой-то момент все поняли, что хронометраж закончился, и подставили уже готовую концовку. Она, кстати, тоже совершенно нелепа (хотя ход с новой профессией Максима хорош) и почти отменяет всю драму, которую нагнетали ранее. Но это уже никого не волнует.
Хороших шуток просто нет
Камерные драматические комедии — отдельный вид искусства. Но чтобы поставить такое кино, нужно обладать талантом Романа Полански или хотя бы Виктора Шамирова. В разные годы выходили такие фильмы, как знаменитая «Резня» и «Идеальные незнакомцы», менее известная «Вечеринка» или даже российская «Игра в правду». Да взять хотя бы «Соседей сверху», с которых скопированы «Неприличные гости». Эти фильмы прекрасны тем, что они и смешат, и заставляют задуматься о своих поступках или отношениях с близкими.
«Любовь зла» не замахивается на такие высоты, тут в основе скорее романтическая комедия. И можно было бы простить ей простоту постановки и отсутствие глубокой мысли. Если бы не одна проблема. В фильме вообще нет смешных шуток. Буквально ни одной.
В большинстве сцен картина напоминает даже не плохой эпизод ситкома, а какую-то слабую сценку из КВН, в которой должна быть финальная отбивка, но про неё забыли. Вот примерные шутки, которыми пытаются развлекать зрителя. Максима пристёгивают в ванне розовыми меховыми наручниками, и подруга Евы постоянно говорит про ролевые игры в пожарного, сантехника или вора. Когда одежду преступника стирают, он носит халат Евы, и в ход идут стереотипные фразы, которые девушки говорят про свою фигуру.
Во время драки на фоне внезапно появляется гитара — только чтобы Максим её схватил, а противник тем временем зачем-то суёт ему в рот мандарин. Девушка прячет парня в шкаф, чтобы отец не заметил, но тот внезапно чихает и получает удар в лицо.
Пошлости, синяки, падения, шутки о женщинах — кажется, в 2024 году это смешно только как гэги из мультика про миньонов.
Ну а если и этого мало — в фильме есть надоедливая соседка-управдом, которая постоянно лезет в жизнь Евы и ломится к ней в квартиру. Это что, наследие «Бриллиантовой руки»? Вот только шутки из комедии Гайдая кажутся более смешными и менее устаревшими, чем фильм 2024 года.
Бывают картины на два с половиной или три часа, которые пролетают на одном дыхании. «Любовь зла» длится около 80 минут, но ощущение, что смотришь целый сезон сериала. Странным образом фильм, который должен быть лёгким и забавным, погружает в уныние и оставляет после себя неприятные ощущения.
Хотя потом возникает мысль: а может, так и должно быть? Вдруг это настоящая драма, которая показывает, что Ева всю жизнь жила с грубым и опасным отцом, поэтому выбрала себе жениха-абьюзера и наглых подруг, а сама так и не нашла свою идентичность. Ведь только такая девушка может влюбиться в человека, который хотел обворовать её квартиру.
Но нет, конечно, авторы не задумывали свой фильм таким. Они просто сняли неудачную комедию, смотреть которую нет никакого смысла. Даже один час и двадцать минут можно потратить с большим интересом.