Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) создали метод снижения шума авиационных турбин. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе научного учреждения.
Громкий звук авиадвигателей вызван действием реактивной струи, которая турбулизирует воздух. По имеющимся данным, около 3% населения России страдает из-за шумового воздействия вблизи аэропортов.
В современном авиастроении ограничение вредного звука достигают за счет увеличения диаметра двигателя, что снижает скорость его выхлопа. Также используются шумоглушащие сопла — конусообразные или цилиндрические каналы, направляющие потоки газов.
В новом исследовании ученые Пермского Политеха определили наиболее эффективную конструкцию сопла.
«Мы рассматривали конические, шевронные и гофрированные сопла одинаковых размеров с 12-ю шевронами-лепестками. Эксперименты проводились в камере со специальной установкой, в которой можно исследовать шум от однопроводной струи со скоростью потока до 0,65 Маха.
Сопла изготавливали с помощью 3D-принтера. Поток для них создавался двумя последовательно соединенными вентиляторами мощностью 45 кВт, а шесть микрофонов измеряли исходящий шум», – отметил ведущий научный сотрудник лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа Центра акустических исследований ПНИПУ Олег Кустов.
Эксперименты показали, что гофрированное сопло с дюжиной лепестков уменьшило шум во всем диапазоне частот.
Добавление близко расположенной пластины, которая имитирует крыло самолета, показало аналогичные результаты. По сравнению с коническим соплом, шевронное увеличивало низкочастотный шум, а гофрированное, напротив, снижало.
Политехники отметили, что практическое использование такого сопла для реальных авиадвигателей возможно в случае, если шум струи доминирует над другими источниками шума самолета в сертификационных точках.