Содержание
В фильме многовато ностальгии, зато присутствует та самая жуткая атмосфера из классики.
15 августа в мировой прокат вышел фильм «Чужой: Ромул» — очередная часть франшизы, которая стартовала ещё в 1979 году. Новую картину поставил уругвайский режиссёр Федерико Альварес, известный по триллеру «Не дыши» и хоррору «Зловещие мертвецы: Чёрная книга», а продюсером выступил сам автор оригинала Ридли Скотт.
Хронологически действие происходит между первой и второй частями, зрителям раскрывают некоторые недостающие факты об этом мире. Но ещё важнее, что «Ромул» сюжетно и визуально возвращает серию к атмосфере первых картин. Так что все поклонники «Чужого» точно должны оценить этот фильм. Да и новичкам будет интересно.
О чём фильм
Во вступительной сцене показывают, что произошло с обломками корабля «Ностромо» из первой части.
Основное действие разворачивается через 20 лет — в 2142 году. Сирота Рэйн (Кейли Спейни) живёт и работает на шахтёрской планете-колонии, которую контролирует корпорация «Вейланд-Ютани». Из близких у девушки только плохо работающий андроид Энди (Дэвид Джонсон) — она называет его своим братом.
После того как Рэйн запрещают улететь с планеты, она вместе с друзьями решает сбежать. Те как раз обнаружили на орбите заброшенный космический корабль, на котором вроде бы можно скрыться. Компания добирается туда и понимает, что это целая научная станция. Пустует она не просто так: где-то притаились лицехваты и жуткие ксеноморфы, убившие весь персонал.
1. Это тот самый «Чужой»
Главный плюс нового фильма в том, что он возвращает франшизу к знакомой атмосфере. Легендарный первый «Чужой» Ридли Скотта, который до сих пор остаётся лучшей частью франшизы, создавал очень мрачное настроение.
Будущее в этой картине было безрадостным, корпорации — жадными, а космические корабли работяг — потрёпанными. Да и сама история рассказывала не о борьбе с монстрами, а о банальном выживании.
Великий сиквел Кэмерона хорошо играл на контрасте: вроде бы сначала в бой идут бравые военные, но в итоге они становятся такими же жертвами. А в третьей части от Дэвида Финчера главную героиню и вовсе закинули на планету-тюрьму.
Федерико Альварес возвращает это настроение: герои вырываются с мрачной планеты, поскольку просто мечтают видеть солнце почаще. Но они попадают на станцию, где всё разломано и не работает. Мало того, персонажи — самые простые подростки с планеты рабочих.
«Завет» того же Скотта иногда ругали за нелогичные поступки команды. Да и к «Чужим» были вопросы: например, почему с ксеноморфами разбираются военные, а не андроиды? Кстати, Кэмерон честно признавался, что просто хотел снять фильм про спецназ в космосе.
Здесь же герои снова простые люди — как дальнобойщики в «Чужом» или заключённые в третьей части. Мало того, это ещё и подростки, которые иногда ведут себя просто как испуганные дети. Им не на кого опереться и некуда бежать.
Поэтому начинается очень напряжённая гонка на выживание: никто не понимает, с чем они столкнулись. Андроид превращается то в друга, то во врага, и буквально с каждой сценой вера в счастливый финал улетучивается. Такой была вся первая трилогия, так же выглядит и «Ромул».
Да, можно обвинить автора, что он не придумал ничего нового. Зато Альварес вернулся к корням франшизы — не только по времени действия, но и по настроению. В этом «Чужом» нет глобальности и совсем мало философии, только тревога и ужас.
2. «Чужой: Ромул» — это просто страшный фильм
Трудно представить и осознать, что чувствовали первые зрители оригинального «Чужого»: сейчас все хотя бы примерно представляют внешность и способности ксеноморфов. В картине долгое время вообще непонятно, как он выглядит. Сначала показывают лицехвата, потом из тела выбирается грудолом, а дальше монстр продолжительное время прячется в тени — Чужой на экране буквально пять минут.
Эта неизвестность пугает больше всего. Можно даже сказать, что режиссёр предвосхитил популярность слэшеров: в конце 70-х они только зарождались, а здесь героев фильма по очереди убивает чудовище. Рипли оказывается той самой Final girl. Буквально по всем канонам жанра.
Не зря за режиссуру новой части взялся Федерико Альварес. Этот человек точно знает, как нагнать страху. Он уже снимал фильм, в котором группа подростков спасается от кого-то более сильного в замкнутом пространстве, — триллер «Не дыши». И отлично пугал зрителей в своём перезапуске «Зловещих мертвецов» — его как раз критиковали за отсутствие иронии, которая была в оригинале.
В «Ромуле» Альварес не пытается использовать приёмы Скотта — да они уже и не сработают. Но он выкручивает на полную все доступные способы держать зрителя в напряжении.
Вплоть до того, что приходится гадать, на кого же первого нападёт лицехват (хотя тут зависит от того, какие постеры вы видели). Дальше будет традиционное для ужастиков сочетание тишины, громких звуков и электронного саундтрека. А ещё — много боди-хоррора.
Хотим предупредить особо чувствительных зрителей: неприятных сцен в картине более чем достаточно. Альварес иногда просто смакует моменты, где у человека разрывается плоть или на него попадает кислота.
Вообще физиология занимает отдельную нишу в этой картине. Не хочется спойлерить, но тут объяснят цели «Вейланд-Ютани» относительно ксеноморфов. Заодно Альварес доведёт до ума то, чего не смог сделать Жан-Пьер Жёне в четвёртой части «Чужого». В далёком 1997-м французский режиссёр слишком закопался в метаиронии, а вот его уругвайский коллега в 2024-м берётся за дело с олдскульной серьёзностью.
Вообще большое достоинство «Ромула» как хоррора как раз в том, что он похож на старые фильмы. Конечно, в картине есть и компьютерная графика, но, как сказал сам Альварес: «Мы построили каждое существо».
Авторы создали максимум практических эффектов: на закадровых видео лицехваты и ксеноморфы действительно двигаются по площадке. Поэтому дискомфорт и страх в глазах актёров выглядит намного более натуральным. Кажется, что все эти декорации, зубы и хвосты можно буквально пощупать — хотя это последнее, что захочется делать рядом с Чужим. А такие ощущения от ужастика дорогого стоят.
3. В фильме много отсылок к классике
Федерико Альварес уже не в первый раз работает в рамках франшиз. Возможно, «Зловещие мертвецы: Чёрная книга» и «Девушка, которая застряла в паутине» — не лучшие в своих сериях. Но зато режиссёр показал, что искренне интересуется мирами, о которых снимает.
Однако «Чужой: Ромул» иногда кажется работой настоящего фаната. Кто-то даже может записать это в минусы фильма: есть несколько сцен, где персонажи цитируют первую или вторую часть безо всякого смысла — просто чтобы зритель услышал знакомую фразу. Другие же будут радоваться каждой отсылке. А они здесь совсем разные.
Новая часть хронологически находится между первым и вторым фильмами. И некоторые детали из первой картины здесь получают развитие — появится даже один совсем уж неожиданный персонаж. То есть работа Альвареса буквально как кирпичик в стене занимает свою нишу в центре серии, а не стоит где-то с краю.
Тут множество сюжетных параллелей с лучшими частями серии. Как обычно, важную роль играет андроид — удивительно, что здесь его сделали одним из самых трогательных персонажей. От философских тем поиска бога (или превращения себя в бога) в приквелах возвращаются к банальной жадности корпораций и камерному ужасу.
«Чужой: Ромул» делает множество визуальных референсов к первым частям, вплоть до финальной фразы. Остальные элементы лучше ищите сами. Но при этом критики, обвиняющие новинку в излишней игре на ностальгии, всё-таки преувеличивают. Для начала, «Ромул» не повторяет классические истории, а интерпретирует их по-новому.
В плане постановки и борьбы с ксеноморфами здесь множество интересных сюжетных и визуальных находок: последняя схватка поставлена очень красиво и остроумно — так тему кислоты, которую выделяют монстры, ещё не обыгрывали.
Но что ещё важнее — сюжет фильма будет понятен и тем, кто не смотрел ни одной предыдущей части. Конечно, новички не увидят упомянутые отсылки и не поймут глубокого смысла отдельных сцен. Но именно основной сюжет абсолютно самостоятелен: герои спасаются от инопланетных монстров.
Получается, что «Чужой: Ромул» действительно самая удачная часть франшизы со времён классической трилогии. Четвёртый фильм выглядел слишком ироничным, приквелы от Ридли Скотта уходили в философию и религиозные отсылки. А о существовании кроссоверов с «Хищником» фанаты серии всеми силами стараются забыть — уж о втором точно.
«Ромул», возможно, не изобретает ничего нового для мира «Чужого». Но он использует лучшие элементы франшизы, чтобы на протяжении 2 часов держать зрителя в напряжении и вместе с героями бояться одного из самых мерзких монстров в истории кино.