Содержание
- 1 1. Знаковая погоня по улицам Сан-Франциско в «Буллите»
- 2 2. Преследование поезда во «Французском связном»
- 3 3. Уход от преследования в «Водителе»
- 4 4. Погоня ради погони в «Исчезающей точке»
- 5 5. Пародийная погоня в «Братьях Блюз»
- 6 6. Шоссе смерти в «Матрице: Перезагрузке»
- 7 7. Молчаливые гонки в «Драйве»
- 8 8. Музыкальные погони в «Малыше на драйве»
- 9 9. Секс и тачки в «Доказательстве смерти»
- 10 10. Бесконечная погоня в «Безумном Максе: Дороге ярости»
И самые рисковые водители от Стива Маккуина до Шарлиз Терон.
Автомобили — неотъемлемая часть кинематографа с момента его появления. Бастер Китон с Чарли Чаплином мерились изобретательностью при создании своих комедийных погонь, а Дэвид Уорк Гриффит ставил гонки на колесницах. Но только с 60-х автомобили стали главными героями экрана наряду с актёрами. Вспомнили 10 культовых погонь из кино.
1. Знаковая погоня по улицам Сан-Франциско в «Буллите»
Главную роль в триллере 1968 года сыграл профессиональный гонщик Стив МакКуин. Благодаря его опыту режиссёр Питер Йетс смог поставить блестящую сцену погони.
Полицейский Фрэнк Буллит потерял важного свидетеля и теперь расследует, почему тот умер. Он ездит по улицам Сан-Франциско в поиске зацепок и вдруг замечает у себя на хвосте двух подозрительных типов. После этого мустанг Буллита превращается из мишени в охотника, но противник оказывается равным ему по силе. За рулём автомобиля преступников — ещё один профессиональный автогонщик Билл Хикмэн.
Погони в кино до появления компьютерной графики кажутся особенно напряжёнными. Йетс создал грандиозную сцену, совместив на монтаже дальние и крупные планы. Не последнюю роль здесь сыграла и безупречная операторская работа. Гонку по Сан-Франциско зрители и критики не раз называли лучшей в истории кинематографа.
2. Преследование поезда во «Французском связном»
Если бы не Стив МакКуин и «Буллит», этого фильма Уильяма Фридкина не было бы. Главный герой «Французского связного» — офицер отдела по борьбе с наркотиками Дойл, или Попай. В исполнении Джина Хэкмена это ещё более лихая, взрывоопасная и агрессивная версия Фрэнка Буллита. Когда на кону стоит вопрос о срыве важной сделки и поимке парочки криминальных авторитетов, Попай предпочитает действовать, а не думать.
После неудавшейся попытки покушения на Попая киллер скрывается от погони в вагоне метро. Прямо на дороге Дойл отбирает у гражданского автомобиль и пускается наперерез до следующей станции.
Лихую погоню под путями метро показывают параллельно с непростой ситуацией, в которую загнал себя киллер. Он убивает полицейского в вагоне, под угрозой смерти приказывает машинисту ехать без остановок, но тот теряет сознание, и побег оканчивается катастрофой.
3. Уход от преследования в «Водителе»
В 1970-е погоня из развлекательного элемента, усиливающего напряжение детективной истории, превращается в сюжетообразующий. Знаковым фильмом гоночного жанра стал «Водитель» Уолтера Хилла. В нём внимание смещается с героя-полицейского на героя-преступника.
Безымянный водитель за разумное вознаграждение помогает ворам скрыться с места преступления. Человек за рулём — настоящий профессионал, неуловимый на дороге. Детектив готовит ловушку для главного героя. Полицейский хочет поймать гонщика с поличным и для этого вступает в сговор с мошенниками, которые должны нанять водителя для подставного ограбления.
На экране появляется совершенно новый тип героя, личность которого неотделима от автомобиля. Ему неинтересны деньги, выгода, женщины и слава. Его интересует только вождение. В фильме три отличных сцены с погонями, выбрать лучшую просто невозможно.
4. Погоня ради погони в «Исчезающей точке»
В фильме «Исчезающая точка» абсолютно всё действие происходит на дороге. Водитель бежит от полиции через всю страну и два дня не покидает место у руля. Машина становится продолжением его тела.
«Исчезающая точка» — это не только бесконечный аттракцион с погонями и взрывами, но и манифест контркультуры. Гонка здесь теряет изначальный смысл и превращается в самоцель, а автомобиль — в инструмент свободы. Для водителя Доджа Челленджер из фильма нет преград, правил и законов, что он и доказывает в совершенно эпическом финале.
5. Пародийная погоня в «Братьях Блюз»
В какой-то момент гонок в кино стало настолько много, что на них начали снимать пародии. Одной из таких сцен прославился комедийный мюзикл «Братья Блюз» Джона Лэндиса. Джейк Блюз выходит из тюрьмы и вместе с братом Элвудом пытается вновь собрать свою группу. Они хотят заработать денег для приюта, в котором выросли.
В финале за братьями на блюз-мобиле гонится толпа полицейских. Их машины выходят из строя почти без помощи незадачливых гонщиков. Кстати, фильм стал рекордсменом по уничтоженным автомобилям, и только через 20 лет его превзошла «Матрица: Перезагрузка».
6. Шоссе смерти в «Матрице: Перезагрузке»
Вторую часть легендарной франшизы об иллюзорной реальности зрители и критики оценивают ниже, чем первую, хотя именно там есть отличная сцена погони. На этот раз смертоносные машины узнали о местоположении единственного города людей Зиона и планируют атаку.
Чтобы её предотвратить, Нео необходимо найти Мастера ключей, которого пленила одна старая программа — Меровинген. Нео, Тринити и Морфеусу удаётся похитить Мастера, но им на хвост садятся Близнецы — медузообразные охранники, способные превращаться в призраков. Начинается погоня на скоростном шоссе — натуральное самоубийство.
Один из призраков на ходу перемещается в машину героев и начинает драку. Агенты Смиты передвигаются прыжками прямо по автомобилям на трассе. Морфеус разрубает машину катаной. Тринити на огромных каблуках и с Мастером ключей за спиной гонит на байке по встречке.
Для сестёр Вачовски и компьютерной графики нулевых нет ничего невозможного. Безумная погоня перерастает в не менее зрелищную сцену драки на кузове движущегося грузовика. Чистейший аттракцион для глаз.
7. Молчаливые гонки в «Драйве»
В начале 2000-х по гоночному искусству прошёлся каток спецэффектов. Он в разы снизил постановочную технику кинематографистов, а затем создал запрос на реалистичную и качественную погоню на экране.
Перезагружать гоночный жанр взялся Николас Виндинг Рефн, который снял своеобразный ремейк «Водителя». Driver из заглавия фильма 1978 года сократился до Drive, а сюжет окончательно отошёл на второй план, уступив место визуалу и символизму.
«Драйв» — это компиляция из отсылок к американскому кино 70-х и 80-х, а главный герой — собирательный образ Водителя Райана О’Нила и Алена Делона из «Самурая». Всех этих героев объединяет спорная мораль, одержимость делом и тотальная обречённость. Непроницаемая игра Гослинга уравнивает эмоции героя от напряжённой гонки, общения с неприятными персонажами и моментов с любимой девушкой. Его водитель — это неразгаданная загадка.
Фильм приобрёл культовый статус, в том числе благодаря запоминающемуся электронному саундтреку Kavinsky.
8. Музыкальные погони в «Малыше на драйве»
Эдгар Райт — ещё один фанат жанрового кино. Он поставил собственный вариант «Водителя», добавив в него комедии. Контуженный автоугонщик по кличке Малыш крадёт машину криминального авторитета Дока (Кевин Спейси), но его моментально настигает возмездие. Теперь талантливому водителю приходится перевозить всяких бандитов.
Малыш, вообще-то, музыкант и планирует завязать с гонками, тем более недавно он встретил девушку. Док просит его взять последнее дело, но в нём всё сразу же идёт наперекосяк. Райт, большой добряк и сказочник, не мог так просто оставить героя со спорной моралью в выигрыше, поэтому изобрёл горько-сладкий финал для своего персонажа.
Режиссёр-меломан определился с плейлистом задолго до написания сценария, поэтому саундтреки в фильме первостепенны по отношению к экшену. Как признавался сам Райт, он позволил песням определять структуру погони.
9. Секс и тачки в «Доказательстве смерти»
Квентин Тарантино, синефил высочайшего уровня, не упустил возможность сделать свою вариацию жанра, связав погони с сексуальным влечением. Каскадёр Майк в исполнении Курта Рассела играет безбашенного психопата и маньяка-импотента, разъезжающего на чёрном Chevrolet Nova 1971. В первой части фильма он охотится на машине за девушками из бара, во второй — становится жертвой воинственных каскадёрш.
Тарантино сам назвал этот фильм худшим в своей фильмографии. Возможно, так оно и есть. Но это не отменяет того факта, что «Доказательство смерти» — превосходная стилизация с безукоризненно поставленными погонями.
10. Бесконечная погоня в «Безумном Максе: Дороге ярости»
Экшен визионера Джорджа Миллера целиком построен на переходе одной гениальной сцены погони в следующую. В постапокалиптической пустоши военачальница Цитадели Фуриоса (Шарлиз Терон) похищает гарем диктатора Несмертного Джо. Вместе с пятью компаньонками на боевой фуре она отправляется к Зелёным Землям — единственному месту в пустыне, где ещё остались растения. По пути к ним присоединяются отшельник Макс Рокатански (Том Харди) и один из камикадзе Джо — Накс (Николас Холт).
«Дорога ярости» была в производстве целых 18 лет, а предыдущий фильм саги про Макса «Под куполом грома» вышел 30 лет назад. Тем не менее Миллеру удалось успешно переосмыслить легендарную франшизу, в том числе благодаря виртуозной постановке гоночных сцен с минимальным использованием компьютерной графики. Фильм получил шесть премий «Оскар» и мгновенно стал сенсацией. Бесконечный экшен и обилие деталей «Дороги ярости» не утомляют зрителя, потому что Миллер всегда выводит основное действие на первый план.